11:34
14 Октября 2019
В Краснодаре скоро появятся троллейбусы с автономным ходом. Чем они лучше?
Понедельник
Окт
14
2019

В Краснодаре скоро появятся троллейбусы с автономным ходом. Чем они лучше?

В Краснодаре началась реформа пассажирского транспорта. До конца 2019 года на дороги выйдут 35 новых трамваев и 12 новых троллейбусов с автономных ходом (динамической подзарядкой). Почему такой выбор? В чем их плюсы и минусы?

Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»
Фото: СПб ГУП «Горэлектротранс»
В Петербурге как у нас. Было
 
Что такое троллейбус с автономным ходом, мы подробно писали в этом материале. Его главное отличие от обычного - аккумулятор, который дает возможность ехать несколько километров без проводов. Таким образом, маршрут можно продлить без строительства контактной сети. Аккумулятор заряжается от электропроводов во время движения.
 
Разница между стоимостью старого и нового троллейбуса с аккумулятором примерно 5%. Стоит ли тратить больше? Несколько лет назад северная столица оказалась перед такой же дилеммой. Питер сделал выбор в пользу аккумуляторов. Впервые троллейбусы с автономным ходом вышли на маршруты в 2017 году.
 

После двух лет эксплуатации техники петербургский горэлектротранс сделал такие выводы:

- у троллейбусов с автономным ходом более высокая энергоэффективность по сравнению с традиционным троллейбусом;  
- процессом снятия и установки токоприемников на контактные провода можно управлять дистанционно;
- появилась возможность убрать контактную сеть в центре Санкт-Петербурга, чтобы не портить внешний облик города и открыть взору памятники истории и архитектуры.
 
В целом петербуржцы благосклонно приняли новый транспорт. На сайте “Отзовик” пишут: «Появилось необычное устройство на колесиках под названием электробус. Первый раз, когда я увидел возле своего дома троллейбус, летящий со свистом по проспекту, на котором нет троллейбусной линии, то, мягко говоря, сильно удивился, но потом попривык, стал ездить на нем на работу. Из необычного в нем, кроме уже становящимся стандартным Wi-Fi, есть еще и розетки для зарядки телефона». 
   
Питер обогнал Зальцбург
 
Оценку реорганизованной системе электротранспорта Петербурга дали зарубежные специалисты. В мае в северной столице прошло юбилейное 30-е заседание Троллейбусного комитета Международного союза общественного транспорта (МСОТ).
 
- 70% общественного транспорта в Зальцбурге - это троллейбусы. Зальцбург называет себя европейской столицей троллейбусов. Но я приехал сюда за 3 дня до конференции, у меня была возможность посмотреть, и я могу сказать, что, наверное, всё-таки Петербург - это троллейбусная столица Европы. Здесь созданы очень хорошие базовые условия для развития троллейбусов будущего, с точки зрения инфраструктуры, эксплуатации - всё есть, - высказал свою точку зрения австриец Гюнтер Макингер. В прошлом Макингер возглавлял зальцбургские железные дороги, а ныне - один из ведущих международных экспертов по вопросам развития электротранспорта.


Фото: salzburg.info
Представитель Чехии в Международном союзе общественного транспорта Иржи Кохут поделился опытом своей страны:

- В Чехии делается акцент на переход с дизельного топлива и традиционного транспорта на различные виды электротранспорта, у нас в 13 городах есть троллейбусная сеть. И сейчас мы наблюдаем в них тенденцию использовать уже существующую троллейбусную сеть, чтобы внедрять троллейбусы на аккумуляторах.

Представитель Венгрии в Международном союзе общественного транспорта Золтан Адам Немеш:

- Контактная сеть может использоваться как зарядное устройство, чтобы получить более быстрый и дешёвый способ зарядки по сравнению с автономными накопителями. Именно поэтому в Венгрии внедряют и внимательно изучают способы подзарядки от контактной сети.

Российский урбанист Аркадий Гершман высказался в том духе, что троллейбус с автономных ходом - это «троллейбус 2.0»:

- Часть маршрута он едет с поднятыми рогами и заряжает батареи, а часть - на аккумуляторах. Этот вариант считается идеальным для городов с троллейбусной инфраструктурой - никаких дополнительных вложений в инфраструктуру не требуется. 


Из экотранспорта в экоэнергетику

Но есть и мнения против троллейбусов с автономных ходом, а конкретно - против их аккумуляторов. Оппоненты считают, что аккумуляторы могут быть опасны. Это предположение. Ищем факты.

Инженеры Краснодарского трамвайно-троллейбусного предприятия считают, что долговечность и безопасность тяговых аккумуляторов зависят от грамотной эксплуатации. Сами по себе они вполне надежны. Вообще о каких-либо ЧП с троллейбусами с динамической подзарядкой они не слышали.

- Опыт коллег из других городов, где такая техника уже эксплуатируется, показывает, что с этими аккумуляторами нет проблем. У нас есть специалисты, оборудование - нет сомнений, что справимся, - пояснили «КИ» в пресс-службе КТТУ.

Другой аргумент оппонентов: что будет с мощными аккумуляторами после того, как они выработают свой ресурс? С этим вопросом мы обратились в горэлектротранс Санкт-Петербурга.

 
Питерцы сообщили «Краснодарским известиям», что срок службы аккумуляторов, установленных в машинах с динамической подзарядкой - 8 лет. Затем последует либо обмен с заводом-поставщиком комплектующих, либо иное применение. Оказывается, тяговые аккумуляторы, даже выработавшие ресурс на троллейбусах, еще годами могут служить в системах солнечных батарей. То есть с экологичного транспорта они перейдут на службу в экологичную энергетику.


- Непригодные для дальнейшего использования на транспорте тяговые батареи могут обрести вторую жизнь. Например, в качестве резервных источников питания в различных сферах городского хозяйства и энергетики. Такой опыт повторного использования батарей уже применяется за рубежом, где аккумуляторы от электромобилей и электробусов используют в качестве резервных источников питания для стадионов, а также для бытового и промышленного хранения энергии, - сказали «КИ» в пресс-службе горэлектротранса Санкт-Петербурга.

Цифры и факты

Питерцы предоставили нам еще ряд своих выводов о работе троллейбусов с автономных ходом.

- Расчетное время эксплуатации тяговых батарей - 5 - 7 лет. До 15 лет, если удачно составлены маршруты и батареи вовремя подзаряжаются;

- 6 км под контактной сетью при длине маршрута в 10 км - оптимальный баланс;

- В Петербурге за 9 месяцев запущены 7 маршрутов с электробусами с динамической подзарядкой. За это время суммарный прирост пассажиров составил 6,137 млн человек. Выручка возросла на 110,8 млн рублей;

- Стоимость работы автобуса на дизельном топливе равна 22 рублям за один километр. Стоимость работы автобуса на альтернативном виде топлива - около 10 с лишним рублей за километр. А стоимость работы транспортного средства на электричестве - в районе 5 рублей за километр.

Троллейбусы нового поколения с учетом петербургского опыта закуплены и вышли на маршруты в Чебоксарах. В ближайшее время их планируют закупить Ростов-на-Дону и Ижевск. 

Краснодар: новые троллейбусы - новые маршруты

По расчетам Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, троллейбусы с автономным ходом должны хорошо вписаться в систему горэлектротранспорта. И даже её дополнить. КТТУ приводит такой пример.

По улице Красной проходят маршруты № 9, 13, 21 и 31. Их протяженность - от 24,4 км до 36,5 км. Участок на этих маршрутах, где нет контактной сети, составляет 2,8 км (в обе стороны 5,6 км). Таким образом, троллейбус с динамической подзарядкой едет на аккумуляторе от 15 до 23% маршрута. Хорошие условия для многолетней эксплуатации тяговых аккумуляторов - не больше 40% маршрута в автономном режиме.

Добавим, что сейчас в России работают больше 480 троллейбусов с запасом автономного хода.

Напомним, что изменения коснулись восьми маршрутов: № 31, 9, 13, 21, 14, 2, 4, 6. На трех маршрутах количество подвижного состава осталось таким же, на трех было увеличено. По двум маршрутам - № 13 и 31 - изменился маршрут следования, по двум - № 9 и 31 - троллейбусы временно заменили низкопольными автобусами с кондиционерами, в дальнейшем - троллейбусами с автономным ходом.