11:34
17 Сентября 2019
Краснодарский пианист выиграл премию престижного международного конкурса им. Чайковского
Вторник
Сен
17
2019

Краснодарский пианист выиграл премию престижного международного конкурса им. Чайковского

Краснодарец Константин Емельянов стал лауреатом третьей премии XVI Международного конкурса им. Чайковского в Москве. Его называют «музыкальной олимпиадой». Он самый престижный в мире классической музыки и проводится раз в 4 года. Музыкант рассказал «КИ», что играть на этом конкурсе - все равно, что прыгать с парашютом. Адреналин и восторг.

Что за конкурс?

Международный конкурс им. П.И. Чайковского - самое значимое состязание музыкантов в области исполнительского мастерства. Звание лауреата - одно из самых уважаемых и открывает дверь в топ лучших и самых востребованных музыкантов мира. Так в свое время получили мировую известность пианисты: Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Джон Огдон, Элисо Вирсаладзе, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Денис Мацуев, Даниил Трифонов. 

«Как любой спортсмен ждет Олимпиады, так любой музыкант ждет это уникальное состязание - конкурс им. Чайковского», - Денис Мацуев, председатель конкурсного жюри (фортепиано).

Более 15 миллионов просмотров трансляций отметили организаторы конкурса. За событиями следили зрители из 179 стран и 9884 городов. Наибольший интерес музыкальные состязания по-прежнему вызывают у зрителей России, США и Японии.  

В свете софитов

- Когда открылись двери и я вышел на сцену Большого зала консерватории, все расплылось перед глазами. Ощущения, не сравнимые ни с одним концертным выступлением. При мысли, что играю на конкурсе имени Чайковского, у меня был выброс адреналина, как при прыжке с парашютом, - рассказывает Константин Емельянов.

По словам музыканта, самым тяжелым психологически для него стал первый тур, а физически - последний, третий. В этот раз ради присутствия полного состава жюри на всех прослушиваниях участников временные рамки конкурса сократили с трех недель до десяти дней. Расписание событий получилось плотным: как только заканчивался один этап, сразу же за ним стартовал следующий.

- Это был изматывающий марафон. Между первым туром, где я играл вначале, и вторым - всего два дня, между вторым и третьим - один, и на подготовку к финалу - снова два дня, один из которых ушел только на репетиции с оркестром, - объясняет пианист. - Заниматься приходилось по 9-11 часов в сутки.

Несмотря на то, что сцена, можно сказать, для музыканта почти родная (он в прошлом году закончил обучение в консерватории, а сейчас проходит там ассистентуру-стажировку - аспирантуру по исполнительскому мастерству), представлять свою страну российскому исполнителю на ней было сложнее, чем зарубежым конкурентам.

- Это моя альма-матер, здесь я свой. Все за меня болеют, все на меня надеются. Груз ответственности - колоссальный. Кроме того, на прослушивания приходят все профессора консерватории и коллеги, и, если ударишь в грязь лицом, твою неудачу запомнят надолго, - говорит музыкант. - А для иностранных участников это конкурс, который проходит где-то. По себе знаю, хорошо сыграл в поездке - это успех, а если наоборот, то провал отразится только на твоих переживаниях.

Не мечта, а труд

- Участие в конкурсе Чайковского - это мечта детства? - спрашиваю я артиста. Но он в ответ только улыбается: не только не мечтал, но даже не предполагал, что станет профессиональным музыкантам.
  
- В моей жизни все складывалось постепенно, по кирпичику, резких выстрелов и взлетов не было. Я безумно благодарен преподавателям МЭЦ, особенно первой учительнице - Тамаре Криворотовой. Она сделала для меня самое главное - привила любовь к музыке. Ведь я не из музыкальной семьи, и никто не собирался растить из меня профессионального музыканта. Я посещал разные кружки.

Желание заниматься у Константина появилось вместе с решением поступать в Москву, в колледж при консерватории, но и тогда уверенности, что сумеет осилить путь, ведущий на большую сцену, у него не было.

- В музыкальной среде достаточно конкуренции, в ней обитает масса замечательных пианистов, пробиться к вершинам трудно. Помимо чисто профессиональных качеств, требуются еще и человеческие: целеустремленность и упорство, - делится опытом Константин. - После каждой неудачи, а они ведь случаются наряду с победами, казалось, что ничего уже не получится, и хотелось все бросить. Но я научился из всех неудач извлекать опыт и понимать, над чем нужно работать, в чем расти и куда стремиться.

О конкурсе Чайковского музыкант впервые задумался на старших курсах колледжа, но идея обрела свою плоть лишь после выпуска из консерватории. По совету преподавателей - профессора Сергея Доренского и его ассистента Николая Луганского (лауреата II премии этого конкурса в 1994 году) - подготовку он начал за год до события.

- Для отбора проще записать видео, но у меня была путевка на Всероссийский конкурс, победа на котором давала право участия в желанном состязании, и я решил не отказываться. Отыграл четыре тура, - вспоминает он. - А дальше, может, я и хотел бы иметь полгода спокойной подготовки к конкурсу Чайковского, но требовалось подготовить ряд концертов с разными программами - и с оркестром, и сольно.
Костяк конкурсной программы, по словам пианиста, сложился из уже исполненных произведений. Не секрет, что на состязания такого уровня чаще всего выбирают проверенные сочинения, в которых исполнители могут наиболее ярко показать свои сильные стороны. Но несколько номеров Константину все же пришлось выучить специально, к примеру «Лирическую песню» Чайковского, которую он исполнил во 2-м туре.

Выбор сделан
  
На конкурсе участникам было представлено пять фирм роялей, и каждый мог выбрать, на каком он будет выступать. Компания, которая представляла инструмент, затем создавала условия для занятий.

- Зал большой, акустика в нем не самая простая. Мне надо было добиться соответствия звучания программы моим представлениям. Я честно попробовал все инструменты и метался в итоге между двумя. Но выбрал все-таки концертный рояль фирмы Yamaha, поскольку уже имел опыт исполнения на нем и знал все его плюсы и минусы, знал, как с ними справляться, - объясняет Константин. - В Москве есть артистический центр этой компании, где я без проблем во время конкурса занимался. Знаю, что такие же условия были и у других участников, кто остановился, например, на Steinway&Sons или Kawai.

На жюри, несмотря на совет Доренского "не смотреть", Константин взгляд все-таки кинул: длинный стол посреди большого зала, с сидящими за ним всемирно известными музыкантами и педагогами вызвал трепет. А вот конкурентов слушать не стал. По мнению, музыканта, необходимо при подготовке к выступлению необходимо полностью настроиться на свои собственные ощущения.

- На этом конкурсе выступило множество зрелых музыкантов со своей индивидуальностью, были представлены разные школы и подходы. Это и было самым интересным. Зрители могли найти своего исполнителя, а музыканты - свою публику, - рассказывает Константин. - Я абсолютно доволен своим результатом. Понятно, что всегда можно сыграть лучше, но, как сказал председатель жюри, в конкурсе такого уровня, если ты лауреат и в финале, номера премий уже не так важны. Главное, что тебя заметили, и предложения концертов и гастрольных туров не замедлят ждать.

Проснулся знаменитым

Только музыкант отыграл гала-концерты - один в Москве, другой в Санкт-Петербурге, а на днях он выступает уже в Суздале. Скоро организаторы конкурса представят сетку концертов на следующий год и начнутся встречи для обсуждения программ турне. Жизнь Константина окончательно поменяется, ведь среди 15-миллионной аудитории (по просмотрам трансляции в интернете), найдутся поклонники, желающие вживую услышать его игру на сцене своего города.

Но уже сейчас Константин говорит, что свой родной город и ту поддержку, которую во время конкурса ему оказали горожане, он не забудет. И несмотря на загруженный концертный график, 13 сентября выступит в Краснодаре - к юбилею Петра Чайковского сыграет его знаменитый Первый концерт для фортепиано с оркестром, который, кстати, он исполнил в финале знаменитого конкурса.

Также читайте в наших материалах о втором туре конкурса