11:34
22 Апреля 2019
Александр Водяник: создать зеленый каркас в Краснодаре – дело всей моей жизни
Понедельник
Апр
22
2019

Александр Водяник: создать зеленый каркас в Краснодаре – дело всей моей жизни

В конце марта мэр Евгений Первышов пригласил на должность советника по городской среде бывшего директора Ботанического сада ЮФУ Александра Водяника. Он считается ведущим российским специалистом по вопросам формирования комфортной городской среды и зеленого каркаса. Корреспондент «КИ» прогулялся с Александром по городу и посмотрел на Краснодар другими глазами.

Фото: Денис Яковлев, «КИ»
Фото: Денис Яковлев, «КИ»
Мы встретились с Александром возле входа в мэрию. И вот первое впечатление: он очень высокий! Приветствуем друг друга, идем к фонтану на Театральной площади.

Итак, вам позвонил мэр…

– Позвонил. Причем разговор был коротким. Он сказал: Александр, не хотели бы вы заняться созданием зеленого каркаса в Краснодаре? Конечно, хотел бы! Это же дело всей моей жизни! Договорились, что приеду в Краснодар и мы обсудим детали.

Когда первый раз встретились с Евгением Первышовым, помните, что он вам сказал?

– Рассказал, что Краснодару нужен зеленый каркас. Я был очень удивлен тому, насколько хорошо он разбирается в этом вопросе. Ему не надо было объяснять очевидных для меня вещей. Он прекрасно понимает, что озеленение города – это важный пункт генплана. Поэтому мы сразу нашли общий язык, чему я очень рад.

Как точно звучит ваша должность?

– Советник мэра по вопросам формирования зеленого каркаса, но в трудовой записано просто: советник мэра.
 
Почему испортились отношения с Ростовом-на-Дону?

– Потому что сейчас власти Ростова занимаются продажей территории города. Они не заинтересованы в создании зеленого каркаса, комфортной среды и благоприятного микроклимата. Более того, они чуть ли не объявили в городе программу вырубки деревьев, которую называют «обрезанием». Поэтому мои идеи там неактуальны. Это одна из причин, почему я принял предложение Евгения Первышова.

Вы, как специалист по созданию зеленого каркаса, можете описать его так, чтобы любой человек понимал, что произойдет в городе после его создания?

– Давайте начнем с определения. Зеленый каркас – это непрерывная система озелененных пространств, объединенных общей целью – формированием благоприятного микроклимата в городе. Это сеть озелененных пространств разного формата, например, ядра, в роли которых выступают парки, скверы, площадные объекты, объединенные линейными объектами – бульварами, прогулочными зонами, так называемыми воздушными коридорами. Так вот эти ядра вы воспринимаете непросто, как парк или сквер, а как физическую единицу, которая является производством чистого увлажненного воздуха.

Можете на конкретном примере объяснить, как это работает?

– Давайте объясню на примере елки. Каждая хвоинка обладает устьицами, которые испаряют воду. Испарение воды – это пар, то есть теплый воздух, который поднимается вверх, следовательно, над елкой образуется зона повышенного давления, а внизу – пониженное давление. И когда ель создает восходящий поток, она обогащает воздух тем кислородом, который производится во время фотосинтеза фитонцидами, выделяемыми елью. Сложность заключается в том, чтобы подобрать деревья и растения таким образом, чтобы они воссоздавали чистый воздух и продвигали его в заданном направлении.
 
Можно сказать, что зеленый каркас – это технология городского озеленения?

– Абсолютно!

А что такое водно-зеленый каркас?

– Зеленый каркас создается на базе естественно заложенного рельефа, в который входят водоемы, овраги, ложбины, озера, пруды, реки и т.д. Так как рельеф является участником создания микроклимата города, то нужно объединить парки, скверы, деревья, растения и рельеф в единую сеть, которая называется водно-зеленый каркас. Все это должно работать, как единый организм, создавая благоприятные микроклиматические условия. Технология озеленения должна строиться по формуле: не парки в городе, а город в парке.

После создания зеленого каркаса мы сможем сказать, что Краснодар – это город-парк с благоприятным микроклиматом и комфортной городской средой.

Уже есть проект по созданию этого каркаса? Или он только в разработке?

– Пока только собирается команда по созданию проекта.

Сколько примерно нужно времени, чтобы создать в Краснодаре зеленый каркас?

– Минимум 10 лет. Когда такие каркасы делали в Советском Союзе, а всего в России 15 городов, где он есть, то на его создание уходило около 15 лет.
 
…Предлагаю собеседнику прогуляться и обсудить городскую архитектуру.

Фото: Денис Яковлев, «КИ»


Что вам показалось неудобным в Краснодаре?

– Тротуарная плитка. Я в очередной раз убедился, что у нас в стране не умеют класть плитку. Ну и, конечно, количество машин. Их очень много. И пробки у вас длиннее, чем в Ростове. Помню в марте мы приезжали посмотреть на парк Галицкого, так мы выезжали из города полтора часа!

Кстати, говоря о парке Галицкого, какие у него минусы?

– Он идеален! Хотя бы потому, что там применен старинный ландшафтный принцип, который у нас никто никогда не использовал. Я бы назвал его «убегающая перспектива». Это когда идешь по парку, и постоянно перед глазами возникают новые пейзажи. Кроме того, это первый Парк в России, в котором нет углов. Вы когда-нибудь видели парк без углов? Лично я – нет!

Что думаете по поводу местных арт-объектов?

– Видел их пока только в интернете. И мне показалось, что в мастерской людей, которые проектировали эти объекты, не было пространства! То есть еще на стадии макетирования они не до конца оценили реальное пространство, в котором будут стоять их арт-объекты. Поэтому главная ошибка в том, что их нужно проектировать не в мастерской, а в том месте, где они будут стоять, чтобы вписаться в масштаб. Те же самые «Столпы» в Вишняковском сквере, хорошая идея, но, как мне показалось, объект не соответствует масштабу сквера.

Как относитесь к блогеру Илье Варламову? Он путешествует по городам и рассказывает об их недостатках. В интернете его называют урбанистом и архитектором…

– Для меня урбанист и архитектор – этот профессия. Вот у меня в дипломе написано: биолог. Илья в этом отношении - продвинутый обыватель. Иногда его читаю и думаю: блин, а правильно пишет. Я бы назвал его не урбанистом, а объективным обывателем. Он замечает те вещи, которые не видит рядовой обыватель.

Вы бы назвали себя урбанистом?

– Категорически нет! Я бы назвал себя инженером садово-паркового хозяйства.

Уже познакомились с главным архитектором города Натальей Машталир?

– Конечно! С Наташей мы знакомы давно, но до этого вместе не работали. Кстати, мы договорились с ней встретиться в 19:00 на пересечении Красной и Ленина, успеем добраться туда за полчаса?
 
…Чтобы успеть на встречу, садимся в трамвай и едем в сторону сквера им. Маршала Жукова. В трамвае продолжаем беседу.

Если не получится? Уедете в обратно Ростов?

– Когда вы занимаетесь проектом, который рассчитан на 30 лет, у вас, естественно, будут трудности на пути к его реализации. И поскольку это проект долгосрочный, моя задача создать молодую команду, передать ей свои знания, чтобы в случае чего, они продолжили это большое общее дело.

То есть, в Ростов вы возвращаться не собираетесь?
 
– Так некогда!

Если бы вас не ограничивали ни в деньгах, ни в возможностях, чтобы вы сделали в городе?
 
– Я бы хотел создать учебно-образовательный парк для школьников и студентов.

…Выходим из трамвая и идем по Гоголя в сторону Красной.

Менталитет кубанцев отличается от жителей Ростова?

– Нет, между людьми никакой разницы не заметил. Кстати, первое, что бросилось в глаза – в Ростове нет этого (показывает на граффити).

В Ростове нет граффити?

– Нет. Всякой мазни полно, но действительно качественных и интересных работ, как у вас – нет.

Фото: Денис Яковлев, «КИ»


Какая самая большая ошибка в устройстве Краснодара?

– Интересный вопрос… Наверно, новостройки, с большим количество проживающих в них людей, которым нужно как-то передвигаться, и как мне кажется, этот вопрос еще не до конца проработан.

Как относитесь к проекту городской электрички в Краснодаре?

– Прежде чем высказывать свое отношение к подобному проекту, его нужно просчитать, и с точки зрения затрат, и с точки зрения инженерии. Сейчас мы не знаем ответов на многие вопросы. И пока он существует в виде картинок в интернет, сложно сказать что-то конкретное.
 
Челлендж «Краснодар – 10000 деревьев», планируете присоединиться?

– Конечно, можно посадить, почему нет!

Во сколько лет посадили первое дерево, помните?

– Свое первое дерево я посадил, когда мне было года четыре, с дедушкой на его даче.

Какими достижениями в жизни гордитесь?

– Например, горжусь, что разработал современную технологию экстракции растительного сырья. Я организовал производство продукта, который стал продаваться во всем мире и продается до сих пор. Это чистый и натуральный экстракт биологических веществ, который используется в производстве косметики.

Мы сейчас идем по главной улице города. Что вам здесь не нравится, чтобы вы хотели изменить? 

  – Есть много деревьев, которые просто уже изжили себя. Ну посмотрите на это! Это что? Городское дерево?

А что нужно сделать с этими деревьями, чтобы изменить ситуацию?

– Первое, что я бы сделал – провел замеры, чтобы выяснить, как они влияют на эту улицу, как взаимодействуют со зданиями, создают ли благоприятный микроклимат. А пока, кроме визуальной оценки: нравится, не нравится, красиво, не красиво, сложно что-то сказать. Нужно проводить поэтапную реконструкцию, подбирать одинаковые по возрасту и форме деревья и высаживать их в правильном порядке, чтобы они работали, как единый механизм, ведь это основная идея зеленого каркаса.

Фото: Денис Яковлев, «КИ»


Уже появились любимые места в Краснодаре?

– Мне нравится участок возле Дома книги, сквер Жукова, нравится, как высажены деревья вдоль трамвайного полотна на Ставропольской, очень грамотная работа!

Какой самый зеленый город в ЮФО?

– Геленджик.

А в России?

– Калининград.

Самый лучший город с точки зрения комфортной городской среды?

– Вена. В последние восемь лет с помощью приборов и технических средств они создают в новых и старых реконструируемых микрорайонах комфортную среду на базе продуманного озеленения. Уже есть конкретные примеры успешной работы, которые выступают в качестве портфолио для этого города.

Фото: Денис Яковлев, «КИ»


…Подходим к скверу Жукова. Последний вопрос:

Как думаете, что должно произойти в городе, чтобы вы сказали себе: все было не зря?

– Так уже все произошло. У вас хорошие думающие губернатор и мэр. Они знают, что и как нужно делать, поэтому со мной или без меня - вы уже на верном пути развития.
 

Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.