11:34
23 Апреля 2019
115 лет со дня открытия Федором Коваленко картинной галереи Екатеринодара
Вторник
Апр
23
2019

Федор Акимович Коваленко основал в 1904 году первую на Северном Кавказе картинную галерею.

Младший вовсе был… коллекционером

Федор Коваленко – выходец из украинской крестьянской семьи, в 1881 году переехавшей на Кубань. Четыре класса образования, служил приказчиком, кассиром, в том числе у одного из своих братьев.

«Наш музей появился на свет, потому что один человек страстно этого пожелал, - рассказывает заместитель директора по науке Краснодарского краевого художественного музея Иван Ващенко.

- Старший брат Федора Акимовича был миллионщиком, до Первой мировой войны - самым крупным консервщиком на Кубани.

Второй тоже был человеком вполне состоятельным, а младший - как в сказках про трех братьев!»- тратил деньги на картины. 


Но именно его имя вошло в историю искусств!
Уже с 1887 года, 20-летним юношей, он начинает собирать художественные альбомы, археологические редкости и картины. В 1903-м, обладая собранием картин, этюдов и рисунков в количестве свыше 3000 экземпляров, Коваленко решает передать свою коллекцию в дар Екатеринодару и обращается в Городскую Думу с предложением основать городской музей, который носил бы его имя.


И уже в марте 1904 года, при активной поддержке городского головы Гавриила Чистякова, для коллекции были выделены две комнаты на первом этаже городской управы - на Красной, 23. Открытие состоялось 11 апреля 1904 года (ст. ст.) в полдень - сопровождалось молебном и церковным пением. Поздравительная телеграмма пришла от знаменитого художника Ильи Репина, пожелавшего музею процветания.

Больше века - в доме Батырбека


На первой выставке показали 118 картин, в здании управы коллекция располагалась два года. Однако из-за тесноты, плохого освещения, низких потолков картины было плохо видно, поэтому периодические выставки устраивали в съемных помещениях, например, в актовом зале Екатеринодарской мужской гимназии.
Пожизненный блюститель галереи ищет подходящее помещение на Красной: он договаривается об аренде нового роскошного особняка инженера Батырбека Шарданова.

Прижимистые думцы не сразу согласились с таким выбором коллекционера. Купец Лихацкий предлагал сложить картины в казачий склад - цейхгауз, депутат Богинский хотел разместить их в пустовавших заразных бараках у Свинячего хутора, а гласный с говорящей фамилией Чмовж и вовсе настаивал закрыть галерею как бесполезную…

Однако Гавриил Чистяков смог убедить коллег в необходимости такого культурного центра для города, хотя арендная плата и была по тем временам огромной - 2300 рублей в год.

А уж после образной речи председателя училищной комиссии депутата Котлярова: «Красота дает чувство меры, которое у нас, русских, так слабо развито… Галерея должна быть помещена в красивом и светлом здании, а не в бараке… Благодаря ей Екатеринодар входит в тесную связь с цивилизованными странами Европы», - все сомнения были отметены.


И вот в октябре 1907 года городская картинная галерея имени Федора Коваленко, с археологическим отделом и библиотекой, празднует свое новоселье в особняке Шарданова.

«Вход был с улицы Графской (ныне Советской), мраморная лестница с зелеными плюшевыми поручнями вела на второй этаж. Входной билет стоил 12 копеек, с включением благотворительного сбора, вместе с билетом вручалась печатная памятка о Галерее.…



Развеска картин, по преимуществу небольших этюдов, преследовала единственную цель - вместить как можно больше работ. Поэтому картины начинались у лепного карниза, нижние достигали пола, создавая по высоте шесть ярусов, что очень затрудняло осмотр», - вспоминал об этом студент-архитектор Михаил Богоявленский.

В 1912 году аренда особняка была продлена, Коваленко удалось отвоевать на первом этаже место под библиотеку. Он убеждает городскую власть арендовать у Шарданова весь первый этаж, объясняя это возросшим интересом к галерее. И действительно, в 1912-м ее посетило 25 тысяч человек, после же отмены платы за вход число посетителей возросло еще больше.

«В начале марта 1918 года в город вошли войска Красной Армии. Неграмотные солдаты повели себя варварски: сорвали замки и двери, выбили стекла, проломили кафельные печи. Коллекция галереи тоже была разграблена, больше всего пострадали археологический отдел и коллекция холодного оружия», - рассказывает Иван Ващенко. 

С.А. Виноградов, «Ай-Петри», 1917 год. Автор - один из основателей Союза русских художников, в котором сформировался русский вариант живописного импрессионизма. «Виноградов поразительный художник, - писал о нем критик, - к чему бы он ни прикасался, все начинает трепетать и светиться».

Крупные неприятности, обрушившиеся на пожизненного блюстителя галереи, не помешали ему организовать XIV периодическую выставку, и Коваленко снова ходатайствует о продлении срока аренды.

Но внезапная кончина в феврале 1919 года от свирепствовавшего в стране тифа оборвала его подвижническую жизнь. Могила Федора Акимовича не найдена по сей день, как и место захоронения создателя другого краснодарского музея - Евгения Фелицына…

Веков связующая нить


В 20-е годы прошлого века галерея была реорганизована в художественный отдел, на многие десятилетия утратив имя своего создателя - почти 70 лет называлась в честь наркома Луначарского.

«Однако дело коллекционера продолжилось: огромный вклад в пополнение коллекции внес собиратель ее главных сокровищ Ромуальд Казимирович Войцик, выпускник Московского университета. Благодаря огромному энтузиазму, энергии и личным связям со столичными музеями в галерее разместились иконы, полученные из Государственного Исторического музея, графика петровского и более позднего периода - золотого времени русской резцовой гравюры, портреты славной екатерининской эпохи, мебель, фарфор и художественное стекло.
В собрании музея оказались работы русских авангардистов. Наша коллекция русского авангарда - одна из самых стоящих в стране»,- рассказывает Иван Ващенко.

«Сегодня несколько наших картин месяцами гуляют по всему миру - по полгода не бывает ни Кандинского, ни Малевича», - замечает Иван Ващенко.

В 30-е годы XX столетия пролетарская власть провозглашает единственно правильный метод искусства - соцреализм.

В музейные запасники были убраны иконы, признан классово ущербным авангард - и был отправлен на чердак, а его талантливый популяризатор Ромуальд Войцик в 1934-м был репрессирован и получил 10 лет ссылки. В Краснодар он больше не вернулся.

«В годы войны музею, можно сказать, повезло, - говорит Иван Ващенко. - При отправлении последних эшелонов с партийным архивом один вагон выделили под картины, многие ценные вещи спасли (хотя немцы, прослышав об этом, рвались за вагоном до самой Кавказской). Временный приют экспонаты нашли в городе Соликамске». 


Практически полностью уцелел и сам особняк - и это при «ковровых» бомбардировках Краснодара. Лишь однажды от разрыва бомбы на углу Красной и Крепостной (ныне Пушкина) из окон вылетели стекла.

В 1944 году музей возобновил работу, хотя и понадобилось время для освобождения его от «оккупировавших» особняк военных штабов. И вскоре люди, несмотря на военное время, потянулись в музей…

Сегодня Краснодарский художественный музей - один из ведущих музеев страны, прежде всего - по качеству фонда, насчитывает более 13 тысяч работ.


«Разумеется, то, что показано в статье, не дает достаточного представления о фондах нашего музея. Мы хотим сделать альбом «100 наших главных шедевров», тогда картина будет более полной», - объясняет Иван Ващенко. 

Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.