Пора в поля

— Сегодня как никогда нам необходимо сосредоточиться на исполнении госпрограмм, чтобы в итоге мы не получали миллиарды нереализованных средств, — акцентировал Юрий Бурлачко. — На последней сессии губернатор предложил депутатам чаще выезжать на места, как он выразился — «в поля», и конкретно, вместе с местной властью, решать возникшие проблемы.

О том, как реализовывали госпрограммы в прошлом году, рассказал министр экономики региона Александр Руппель.

На финансирование 27 госпрограмм выделили 231 млрд рублей. Бюджет в крае формируется программно-целевым методом: выполнение программных назначений за счет средств федерального и краевого бюджетов составило 225,9 млрд руб., или 97,8% от запланированного, это на 1% больше, чем годом ранее. Приоритет был отдан социальному направлению: на него направили 161,2 млрд руб. бюджета.

Хотя по некоторым программным мероприятиям средства не освоили, всего около 5 млрд руб. Из них свыше 1,3 млрд руб. — в результате позднего заключения либо отсутствия государственных и муниципальных контрактов, проектной документации.

Как не опоздать

Комментируя информацию министерства экономики, председатель профильного комитета ЗСК Николай Кравченко прежде всего отметил запоздалость при принятии нормативных актов по распределению финансирования.

По состоянию на 1 апреля прошлого года субсидии не были распределены по семи государственным программам. А анализ невыполненных мероприятий показал, что в большинстве случаев муниципалитеты финансирование получали поздно, практически в третьем, а то и в четвертом квартале прошлого года.

После чего органы местного самоуправления вынуждены были спешно проводить торги, искать подрядчика, который зачастую не соглашался на такие условия, в результате — переносить финансирование на следующий год, внося корректировки в госпрограммы.

В качестве показательного примера было приведено строительство очистных сооружений в станице Павловской. Из-за длительных сроков конкурсных процедур контракт был подписан только в ноябре, было освоено лишь 6% выделенных средств от запланированного.

— Коллеги, на наш взгляд, в каждом ведомстве надо иметь четкую дорожную карту: с указанием этапов действий, сроков выполнения и в обязательном порядке — ответственных за исполнение. В противном случае результата мы не получим.

Такая дорожная карта должна быть по каждому объекту, каждому мероприятию еще на стадии утверждения программы. И финансы должны отпускаться только под продуманный пошаговый план действий, — подчеркнул председатель комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию.

Освоение — не самоцель

Кроме того, отметил Николай Кравченко, далеко не все муниципальные образования имеют возможность выделять средства на разработку проектносметной документации.

И в результате в поселениях, где вопрос с тем же водоснабжением стоит крайне остро, проблема не решается. А средства направляют туда, где разработана проектно-сметная документация, хотя там эти проблемы не столь актуальны.

Он обратился к вице-губернатору Игорю Галасю с просьбой рассмотреть возможность разработки проектно-сметной документации по жизненно необходимым объектам, с финансированием из краевого бюджета, где это жизненно важно, а средств не хватает.

По мнению Игоря Галася, органы местной власти должны обозначить перечень социальных обязательств, выстроив в приоритетном порядке первоочередность расходов, в том числе по достижению целевых показателей на вложенный рубль.

А краевая власть, учитывая бюджетную обеспеченность, будет решать: кто может справиться сам, а кому придется помогать. Возможно, придется разработать программу по тем или иным направлениям — например, по рекультивации свалок, по гидротехническим сооружениям.

— Я, безусловно, согласен с необходимостью своевременного доведения бюджетных трансфертов до муниципалитетов, — отметил вице-губернатор.- Ситуация улучшается, но пока этого недостаточно. На необходимость доведения бюджетных трансфертов своевременно обратил внимание и губернатор — как в рамках первоначального бюджета, так и тех дополнительных средств, которые распределяются позже.

И если мы месяц потеряем при распределении, месяц при доведении лимитов, еще пару месяцев на торгах, — конечно, мы не освоим средства. Хотя, по большому счету, главное — это не освоение средств, а достижение общественно значимого эффекта. По мнению Николая Кравченко, необходимо рассмотреть подходы планирования мероприятий в государственные госпрограммы.

— По поручению председателя ЗСК наш комитет начинает формировать рабочие группы из числа депутатов и представителей органов государственной власти, координирующих госпрограммы, — для выездов в муниципалитеты по контролю за ходом их реализации в 2019 году, на месте все станет ясно, — подытожил Николай Кравченко.

Разбор полетов

О причинах низких темпов исполнения госпрограмм доложили представители министерств и муниципалитетов.

Для примера взяли программу по водоснабжению.

— Из краевого бюджета на эти цели было выделено 189,2 млн рублей, освоено только 121,9 млн рублей (64,4%). Анализ показал, что за три последних года из 44 муниципальных образований 20 территорий не получали краевые средства на улучшение водоснабжения. А у них эта проблема стоит не менее остро. Может, пора перестроить работу министерства? — обратился спикер ЗСК к министру Евгению Зименко.

Глава министерства ТЭК и ЖКХ отметил, что в ведомстве отсутствует налаженная коммуникация между подразделениями, и его в ближайшее время ждет перезагрузка. Что касается распределения финансирования, то оно будет проведено до 1 апреля.

Нарекания депутатов были обращены и в адрес департамента строительства.

— В прошлом году мы заслушивали руководство департамента неоднократно, — заметил Юрий Бурлачко, обращаясь к первому заместителю руководителя департамента строительства Владимиру Вареха.

— По итогам 9 месяцев его работу признали неудовлетворительной. И действительно, из 8 запланированных детских садов и школ завершено только 3, из 10 малобюджетных спортивных залов шаговой доступности по итогам года построено только 6, далеко не все участки для многодетных семей обеспечены инженерной инфраструктурой, очистные сооружения в Павловском районе так и не введены в строй. Такой подход к работе надо менять.

В принятой резолюции органам исполнительной власти предложено создать дорожные карты по каждому объекту капитального строительства с указанием этапов, сроков и ответственных за выполнение.

На подготовку проектносметной документации на социально значимые объекты в сельских поселениях с ограниченными бюджетами предложили выделять средства краевого бюджета — из тех или иных госпрограмм.

«Каждый вложенный рубль должен приносить результаты, а все этапы исполнения госпрограмм — контролироваться в четком взаимодействии с исполнительной властью».

Юрий Бурлачко.

Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.