11:34
16 Июня 2019
Кубанская санавиация: на сборы 15 минут
Воскресенье
Июн
16
2019

Санитарная авиация России, заброшенная на четверть века, получила шанс на возрождение только сейчас, с началом реализации национальных проектов - «Развитие санитарной авиации» и «Здравоохранение». Между тем на Кубани Служба санавиации «расправила крылья» еще в середине нулевых, и сегодня ее структура и организация являются уникальными для страны.

Когда счет жизни идет на часы


25 января этого года у 42-летней Ольги (имя пациентки изменено) прямо на работе произошел разрыв внутримозговой аневризмы.

Через полчаса «скорая» доставила сочинку в местную больницу, где ей и установили диагноз. Сочинские специалисты сразу же связались с краевой санавиацией, базирующейся в НИИ-ККБ №1 им. проф. С.В. Очаповского, и сообщили о тяжелой пациентке.

Уже через 15 минут фельдшер с нейрохирургом были на борту санитарного вертолета, приземлившегося на крыше больницы, а часом позже больную эвакуировали в Краснодар, где ей сделали срочную операцию. Спустя несколько дней Ольгу выписали домой.

- Не будь у нас санитарного вертолета, женщина погибла бы, - говорит заведующий отделением экстренной консультативной скорой медпомощи НИИ-ККБ №1 нейрохирург Сергей Рувинов. - Даже зимой на машине мы до Сочи добирались бы часов шесть, назад столько же. У пациентки этого времени не было.

В прошлом году Служба санавиации Краснодарского края, состоящая из современных реанимобилей и вертушки, транспортировала в ведущие больницы региона почти 4000 пациентов, более тысячи из них - дети.

Вертолетом было перевезено около 400 пациентов, еще более 3,5 тыс. - реанимобилями. Кроме того, специалисты краевых медучреждений выезжали в районные больницы для консультации и проведения операций на месте более 5000 раз.

Фельдшеры выездной бригады Службы санавиации Андрей Бобров и Ирина Сайдаминова готовы в любую минуту отправиться на вызов. / Фото: Иван Журавлев, «КИ»

Врач мог отказаться


Смотрю на диаграмму вылетов и выездов бригад Службы краевой санавиации: она висит на стене отделения. Почему-то диаграмма начинается только с 2006 года.

- А до этого времени мы больных практически не перевозили и совершали ничтожно мало вылетов, - разводит руками Наталья Наумова, старший фельдшер отделения с 42-летним стажем, у которой в трудовой книжке всего одна запись - санитарная авиация.

- В 90-е и начале 2000-х в порядке вещей было уговаривать специалистов выехать и вылететь на вызов в район, но те нередко отказывались - это не входило в их прямые обязанности.

Если нам не удавалось найти врача по телефону, отправляли водителя с запиской к нему домой. На все про все уходило час-два. Сейчас же мы выезжаем или вылетаем максимум через 15 минут.

Академик РАН Владимир Порханов - главный врач НИИККБ №1, главный торакальный хирург края - не понаслышке знает, в каком состоянии тогда пребывала санавиация.

Он сотни раз летал на вертолетах и кукурузниках к больным и помнит, что они совершенно не были приспособлены для перевозки пациентов - ни специальных носилок, ни какого-либо медицинского оборудования. Самолет и вертолет были старыми, дребезжащими, тем не менее они спасли сотни жизней.

Использование воздушного судна санавиацией обходилось госбюджету в 180 рублей/час. Но в начале 90-х стоимость авиатоплива резко выросла, вместе с этим повысилась и аренда винтокрылых. После того как СССР не стало, авиакомпания тоже канула в Лету, а вместе с ней - и «крылья» санавиации.

Однако сама служба сохранилась, прежним осталось и ее название, хотя она перестала иметь отношение к авиации.


Уникальность службы


В 2005 году краевые власти приняли решение об объединении в одно лечебное учреждение краевого Центра грудной хирургии и краевой клинической больницы №1, поставив у руля Владимира Порханова, до этого руководившего ЦГХ. Он, посмотрев на работу санавиации, заручившись поддержкой краевых властей и регионального минздрава, полностью реорганизовал службу.

- Наша служба тогда представляла собой клуб по интересам, где мы могли сутки напролет играть в шахматы, - усмехается Сергей Рувинов.

- В ней числились хирурги, оказывавшие медпомощь еще в Великую Отечественную, педиатры, у которых не было опыта работы в стационаре, врачи, «сосланные» в санавиацию за какието грехи. Фельдшеры на вызовы вообще не выезжали, они «служили» телефонистками.

Владимир Порханов отправил всех врачей в отделения, чтобы те каждый день выполняли операции и повышали свою квалификацию, а не теряли имеющуюся за разгадыванием кроссвордов. Фельдшеры, помимо приема звонков из ЦРБ, снова стали выезжать на вызовы.

Был разработан четкий график, по которому за каждым из опытных специалистов - кардиологом, урологом, реаниматологом, анестезиологом и др. - закреплялось дежурство по санавиации. Городским и районным больницам вменили в обязанность тут же сообщать санавиации о тяжелых больных, информация о них поступает по телефону и в электронном виде.

Уникальность же Службы санавиации Кубани состоит в том, что все ее силы собраны в один кулак: она базируется в НИИ-ККБ №1, в 95% случаев на вызовы выезжают специалисты больницы, телемедицинские консультации производятся в основном отсюда же и гараж с реанимобилями находится здесь же. Такое единоначалие позволяет службе работать четко и эффективно.

Фельдшер Елена Шпонько докладывает заведующему Службой санавиации НИИ-ККБ №1 Сергею Рувинову о заявках ЦРБ, поступивших с утра. / Фото: Иван Журавлев, «КИ»

Вертушка размером с маршрутку


В настоящее время в распоряжении санитарной авиации края 17 реанимобилей класса «С» - самого высокого уровня по европейской классификации.

Их можно сравнить с реанимационной койкой на колесах: в салоне машины имеется вся необходимая следящая и поддерживающая аппаратура, здесь можно проводить искусственную вентиляцию легких, противошоковые мероприятия и др.

- В колл-центре на базе нашего отделения круглосуточно дежурят три фельдшера, которые принимают вызовы, поступающие из городских и районных больниц, - продолжает Сергей Рувинов.

- Двое из них выезжают на вызовы, один остается на дежурстве. Если звонков много, мы вызываем дополнительно фельдшеров из дома. Со специалистом - в основном это заместители главврача больницы, главные краевые медпециалисты - абонента связывают тут же, в любое время суток.

С 2013 года на вооружение кубанской санавиации поступил легкий реанимационный вертолет «Еврокоптер», оборудованный по последнему слову техники, - его приобрели краевые власти.

Вертушка размером с маршрутку развивает скорость до 300 км/час, для приземления ей нужно всего несколько квадратных метров, если же поверхность неровная - вертолет способен зависнуть над землей на небольшой высоте.

Но главное - он может приземлиться прямо на крышу, если на ней имеются специально оборудованные вертолетные площадки. Сегодня в крае на территории ЦРБ или рядом с ними имеется около 40 вертолетных площадок, но только пять из них - всепогодные, оснащенные светотехническим оборудованием для взлета/посадки ночью и «колдуном» - ветроуказателем.

Они имеются в Краснодаре: в НИИ-ККБ №1, Анапе, Геленджике, Новороссийске и Сочи. Однако минздрав Краснодарского края в настоящее время ведет большую работу, чтобы таких площадок стало больше.

Учиться у Кубани


По утверждению министра здравоохранения России Вероники Скворцовой, развитие санавиации - важнейший приоритет ведомства: «Сегодня санитарная авиация работает в 45 субъектах страны. Ближайшая цель - сделать воздушную скорую помощь доступной каждому гражданину».

Минздрав рассчитывает, что с этого года санитарная авиация начнет работать во всех регионах страны. Предполагается, что воздушные суда будут готовы к полету не позже чем через час после вызова в теплое время года и через два - в холода (сейчас время сборов может доходить до четырех часов). В Минздраве ставят цель - в дальнейшем сократить этот показатель до 15 минут.

Тем временем кубанская санавиация уже давно работает в рамках этого времени. «Еврокоптер» базируется в краснодарском аэропорту, здесь же находятся пилоты авиакомпании «ПАНХ». Как только поступает звонок, они вылетают в больницу.

Там уже полностью «экипированные» лекарствами и расходными материалами фельдшер и врачспециалист встречают вертушку. «Десантирование» в реанимобиль происходит еще быстрее - за счет того, что все машины находятся в гараже на территории больницы.


Нужен второй


На геленджикском «Гидроавиасалоне», в сентябре прошлого года холдинг «Вертолеты России», Национальная служба санитарной авиации (НССА) и ООО «Авиакапитал-Сервис» подписали контракты на поставку 104 вертолетов «Ансат» и 46 вертолетов Ми-8АМТ в медицинском оснащении.

Создаваемый парк воздушных судов НССА позволит к концу 2021-го обеспечить полеты санавиации на всей территории страны. Первые 8 вертолетов НССА получила в начале февраля этого года.

- В первую очередь вертолеты отправят в те регионы, где нет «крыльев» и где они особенно нужны - это районы Крайнего Севера например: там огромные территории, и до некоторых из них можно добраться только по воздуху, - замечает Сергей Рувинов.

- Кубань расположена компактно, но, учитывая нашу горную местность, наличие многочисленных курортов и в связи с этим высокую посещаемость туристами, нам необходим еще один санитарный вертолет. Летом «Еврокоптер» совершает по три-четыре вылета в день, это большая нагрузка на машину.

Количество эвакуируемых тяжелых пациентов с появлением второй вертушки вырастет ненамного, однако это позволит разгрузить его «напарника» и решить вопрос с экстренной доставкой больных в то время, когда одна из машин находится на ремонте.

А с учетом всех профилактик вертолет может отсутствовать на рабочем месте больше месяца в течение одного года.

Нужен второй


На геленджикском «Гидроавиасалоне», в сентябре прошлого года холдинг «Вертолеты России», Национальная служба санитарной авиации (НССА) и ООО «Авиакапитал-Сервис» подписали контракты на поставку 104 вертолетов «Ансат» и 46 вертолетов Ми-8АМТ в медицинском оснащении.

Создаваемый парк воздушных судов НССА позволит к концу 2021-го обеспечить полеты санавиации на всей территории страны. Первые 8 вертолетов НССА получила в начале февраля этого года.

- В первую очередь вертолеты отправят в те регионы, где нет «крыльев» и где они особенно нужны - это районы Крайнего Севера например: там огромные территории, и до некоторых из них можно добраться только по воздуху, - замечает Сергей Рувинов.

- Кубань расположена компактно, но, учитывая нашу горную местность, наличие многочисленных курортов и в связи с этим высокую посещаемость туристами, нам необходим еще один санитарный вертолет. Летом «Еврокоптер» совершает по три-четыре вылета в день, это большая нагрузка на машину.

Количество эвакуируемых тяжелых пациентов с появлением второй вертушки вырастет ненамного, однако это позволит разгрузить его «напарника» и решить вопрос с экстренной доставкой больных в то время, когда одна из машин находится на ремонте.

А с учетом всех профилактик вертолет может отсутствовать на рабочем месте больше месяца в течение одного года.

Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.