Актер — не ксерокс

Стать актрисой Елене было предопределено с детства. Она буквально выросла на сцене: ее родители работали музыкантами в краснодарском театре оперетты (ныне Музыкальный театр).

— Я выступала в детских спектаклях и эпизодических ролях, — вспоминает актриса. — Первая роль досталась мне в полтора года. Я сыграла поросенка в спектакле «Кошкин дом».

Так родилась и росла мечта, а с ней и амбиции. Но за исполнением мечты ехать в столицу Елена побоялась («Лучше быть первым на деревне, чем никем в Москве», — смеется актриса), поэтому поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт.

А после института, несмотря на множество предложений задержаться на севере России, вернулась в Краснодар и попала в Молодежный театр, где служит уже 16 лет. За годы работы у Елены сложился свой взгляд на современное искусство.

— Существует несколько основных театральных школ (базовая театр-школа по Станиславскому, школа эмоционального переживания и т.д.), но современный театр — синтез всего. Сейчас форма почему-то стала важнее содержания. А ведь еще Чехов писал:

«Важно, что вы играете, и не имеет значения, как это выглядит на сцене.»

Ваша игра должна идти от сердца, без натяжки, с порывом что-то донести людям». Я не могу понять театр абсурда. Мне кажется, актеры на сцене сами не понимают до конца, что они делают, и режиссер в том числе.

Конечно, человек должен иметь право выбирать творчество, которое ему подходит. Недаром же есть разные жанры. Но когда в одном жанре развивается еще сотни поджанров, получается нечто странное и бессмысленное.

Елена считает, что гениальному актеру не помешает отсутствие театрального образования, но учить других такой человек не сможет.

«Люди без актерского образования — самородки».

— Они не могут нести знания дальше в массы. Грубо говоря, они умеют сочинять «музыку», но не знают, как называются «ноты». Если ты будешь показывать ученикам, как ты это видишь, не понимая, как ты это делаешь, они будут попросту клонировать тебя. И получатся десятки ксероксов, причем далеко не такого качества, как оригинал.

Из знахарок — в риелторы

На вопрос «Что вам ближе: театр и кино?» Елена ответить не может. Это два разных жанра, которые никак нельзя сравнивать, признается актриса.

— Но все-таки скажу, что театр больше для души, а кино — для финансового благополучия. На сцене за один рабочий день, даже будучи актером главной роли, нельзя заработать столько, сколько ты получишь, сыграв второстепенного персонажа в сериале.

Елена много раз появлялась на голубых экранах и в крупных, и в эпизодических ролях. В фильме «Другой берег» она сыграла знахарку, в сериале «Доктор Мартов» — деревенскую журналистку, а в сериале для СТС «Сбежавшие родственники» — риелтора.

— В «Беглеце» целая серия была закручена на мне и Иване Охлобыстине, — вспоминает Елена.

— Я ехала на съемки с тревожными мыслями, поскольку не в восторге от творчества Ивана в «Интернах». Мне казалось, он никого не играет, потому что и в жизни такой резкий. Но я была приятно удивлена: Ваня — интеллигентный человек, не обделенный чувством юмора и такта.

На съемочной площадке Лена познакомилась со звездами российского шоу-бизнеса: Алексеем Маклаковым, Ольгой Ломоносовой, Кириллом Сафоновым, Жанной Эппле, Сергеем Жигуновым…

«Я никогда не сталкивалась с тем, чтобы знаменитые актеры вели себя высокомерно. Иногда они бывают необщительными, но это потому, что с ними даже во время съемок хотят поговорить или сфотографироваться фанаты».

— Это не надменность, просто люди оберегают свое личное пространство. А вообще-то, как актерский состав ведет себя на площадке, зависит от режиссера. Именно он выстраивает отношения в съемочной группе.

Подготовка к съемкам кино нечто совершенно иное, чем подготовка к роли в театре. Особенно если играешь эпизодического героя. 

«Когда звонят и приглашают на съемки, мы задаем три вопроса: сколько, кто режиссер, какая задача?»

— Случается так, что текст мы видим уже на съемках и заучиваем его, пока нас гримируют. Режиссер, как правило, не тратит время на то, чтобы раскрыть личность твоего героя, рассказать, что с ним было до и после отснятого эпизода. Все то, без чего на сцене ты не сможешь существовать, в кино с легкостью опускается.

П?том и кровью

Используют ли актеры свое мастерство в жизни, чтобы добиться желаемого? Да, без тени лукавства отвечает Елена.

«Все мы подстраиваемся под людей и обстоятельства. Подстраивание под ситуацию и есть своего рода игра. Каждому актеру хоть раз доводилось использовать сценический образ в реальной жизни. 

— Однажды народная артистка Евгения Пресникова рассказала мне, что прикинулась бабушкой в маразме, когда ее остановил полицейский. Она водит хорошо, но память подводит, поэтому временами забывает включать фары днем. Приходится пользоваться своей внешностью, чтобы заслужить прощение человека в погонах!

Бывают роли, дающиеся «потом и кровью»: когда личность персонажа вступает в конфликт с настоящим «Я».

— Сложнее всего было сыграть Ольгу в «Трех сестрах» Чехова. Ее характер на все сто процентов противоположен моему. Мне казалось, более занудной женщины в жизни не сыскать, и я хотела играть кого угодно, только не Ольгу.

Но спустя 16 лет понимаю, что роль стоила слез, истерик и поломанных стульев. Сломать свой характер и мировосприятие под роль и ощутить в этом гармонию — вот настоящее удовольствие для актера. Такие роли — знаковые. Они случаются раз в жизни.

Елена признается, что ее мечта неосуществима в классическом театре (она хотела бы сыграть мужскую роль и воплотиться в Сирано де Бержерака).

— Я надеюсь получить роль, где нужно больше думать, чем играть лицом. Роль на сопротивление, чтобы характер персонажа был мне абсолютно несвойственен. Только так можно раскрыть на сцене внутренний мир.

Мы спросили Елену, как актеры справляют Новый год.

— Для нас это не праздник, а пора зарабатывать деньги благодаря морю предложений вести новогодние корпоративы. Но я от них уже устала. В этом году буду отмечать как все: бегаю за подарками, наряжаю елку глубокой ночью после работы.

Вообще, актерский Новый год начинается с новогодних представлений. Первая елка у нас состоялась 23 декабря, а закончим мы «отмечать» уже в середине января.

Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.