11:34
18 Июня 2019
Краснодарский изобретатель сделал подводную лодку за 800 тысяч рублей. Интервью
Вторник
Июн
18
2019

Краснодарский изобретатель сделал подводную лодку за 800 тысяч рублей. Интервью

Изобретателю-конструктору Артему Луспаряну 60 лет, и всю жизнь он занимается изготовлением различного нестандартного оборудования - станков, которые не так просто купить - потому что массово их не делают. «КИ» побывали в мастерской, где претворяться в жизнь уникальные проекты.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Исчезнувшая лодка


- Сейчас я работаю над станком для производства медицинских масок, - показывает изобретатель. - Заказчики поставили задачу - создать аналог в несколько раз дешевле китайского - тот стоит 4 миллиона рублей, а мой бюджетный: 700 тысяч.

Артем Луспарян по образованию физик, закончил политех, хорошо знает судостроение, разбирается в ракетной технике и авиации. Всему учился у родных: папа Артема работал мастеровым, а дедушка - корабельным плотником.

- Меня всегда тянуло к технике и науке, - признается Артем. - До 1991 года я занимался плавстредствами – делал шлюпки и катера, а потом решил работать на себя и реализовывать собственные идеи.

Возможность сконструировать подводную лодку появилась лишь спустя годы. Всего шесть лет назад его творение впервые погрузилось в воды реки Кубань.

- Лодку ту заказал краснодарский художник, - вспоминает Артем. - Он вложил деньги в ее изготовление - она обошлась ему примерно в 800 тысяч рублей. С этой работы я не имел прибыли - мне просто интересно было ее собрать и получить опыт.
Изобретатель корпел над подводной лодкой три года, поскольку работа велась с перерывами на другие проекты. Артем объясняет, что если бы занимался только лодкой, то ее изготовление заняло бы не более 8-9 месяцев.

- Это универсальная двухместная лодка. В надводном положении у нее высокая устойчивость благодаря балластным цистернам катамаранного типа. Они позволяют ей двигаться в шторм, - Артем наизусть помнит технические характеристики своего детища.

- У лодки в надводном положении от ватерлинии до среза люка 70 см, то есть она может погружаться, даже если море сильно волнуется. Глубина погружения - 100 метров. Правда, лодка имеет неплохой запас прочности. Грубо говоря, хоть она и рассчитана на 100 метров, при дальнейшем погружении разрушится только на глубине 250 метров. При этом развивает скорость 10 км в час, а весит 1800 кг. Что за красавица была! К сожалению, ее владелец умер в прошлом году. Где сейчас лодка, я не знаю.


Подводный мир так близок и далек


Управлять подводной лодкой - дело нехитрое, уверяет Артем. Изобретатель придумал так, чтобы ее вести мог один человек. Она имеет управление самолетного типа (штурвал) и шесть двигателей, позволяющих разворачиваться на месте или плыть боком. Чтобы научиться погружаться и всплывать, хватит трех часов инструктажа. Гораздо сложнее добиться разрешения спустить лодку на воду.
- Для этого необходимо пройти несколько инстанций: получить заключение какой-нибудь организации, которая такие вещи строит (я обращался в Северное машиностроительное предприятие), сертифицировать лодку, после чего - решение за Роспотребнадзором. Это долгий процесс, но вряд ли возникнут проблемы, если творение действительно качественное и надежное.

Артем Луспарян признается, что с удовольствием взялся бы за подобные проекты: у него уже готовы 3D-модели более совершенных и крупных лодок. Он мечтает снять серию фильмов о подводном мире Черноморского побережья.

- Только в Цемесской бухте на дне лежит более 400 кораблей! Я долгое время занимался подводным плаванием и знаю поразительные места, съемки которых стали бы возможны с помощью подводной лодки. Аквалангист с одним баллоном может находиться на глубине всего 60 метров около 10 минут, а подводная лодка с одной зарядки системы жизнеобеспечения будет плавать 17 часов.

Можете себе представить, какую площадь за это время удастся обследовать и что получится обнаружить под водой? Но это все пока просто мечты, поскольку нет инвестора, готового спонсировать такие разработки, - вздыхает Артем Луспарян. - Мы, изобретатели, головная боль любых директоров заводов и фабрик - сыпать идеями я могу хоть каждый день, но кто выделит на это нужные суммы?

В ожидании заказчиков, готовых подкинуть интересные проекты, Артем работает над бюджетными. Например, над беспилотником, который по желанию можно пилотировать. Это одноместный летательный аппарат, способный находиться в воздухе полтора часа - огромное время полета для такого устройства. Выносливость аппарата обеспечивается системой винтов, разработанных Артемом. А последние несколько месяцев изобретатель занимается источниками энергии.

- У любого источника есть катод и анод. Спустя какое-то время работы батарейки анод разрушается. Я хочу сделать жидкие катод и анод, и тогда они не станут ломаться. Можно в качестве катода использовать морскую воду - получится двигатель, который будет крутиться в морской воде все время. В наше время подобные вещи вовсе не из области научной фантастики. Для таких изобретений нужно только время, которого у меня в запасе полно, и средства… Но это уже другая история.

Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.