11:34
12 Декабря 2018
Известный джазмен Сергей Жилин рассказал о шоу «Голос» и музыкальной культуре. Интервью
Среда
Дек
12
2018

Известный джазмен Сергей Жилин рассказал о шоу «Голос» и музыкальной культуре. Интервью

Каждую пятницу на Сергея Жилина смотрит вся Россия. Именно он вместе со своими музыкантами аккомпанирует артистам, участникам сверхпопулярного музыкального шоу-талантов «Голос». Как выяснилось, известного музыканта много связывает с Краснодаром. Например, здесь долгое время жили и работали его бабушка и мама.

Встреча Раймонда Паулса и Сергея Жилина. Фото: из личных архивов Сергея Жилина
Встреча Раймонда Паулса и Сергея Жилина. Фото: из личных архивов Сергея Жилина
О своей истории успеха, о шоу «Голос» и музыкальной культуре в нашей стране Сергей Жилин поведал в интервью «КИ» во время ноябрьских гастролей.


- Вы участвовали во всех выпусках «Голоса». Можете сразу определить, кто станет победителем? Часто ли ваш прогноз расходится с выбором жюри?


– Я даже не стараюсь ничего предопределять, потому что все это – воля случая, как говорится. К тому же когда ты сидишь в кресле наставника, у тебя совершенно другое представление о происходящем, своя стратегия, свой круг обязанностей. И поэтому я никогда никого из наставников не осуждаю. Да, порой мне кажется, что в той или иной ситуации я бы поступил иначе. Но довольно часто наши мнения сходятся.


- Зависит ли успех участника в проекте от выбора наставника?


- Все наставники абсолютно разные, у каждого свое видение. Я бы сказал, что в конечном итоге успех в проекте зависит не от выбора наставника, а от того, насколько участник и наставник в дальнейшем совпадут в работе, найдут ли общий язык. Заранее, не зная человека, это сложно предугадать.


- Какой вам «Голос» больше всего по душе?


- Раньше я больше всего любил «Голос. Дети». Но в этом году оказалось, что «60+» обошел даже детский проект. Помню, как скептически многие были настроены – не верили, что будет интересно. А когда мы начали работать, стало понятно, что это по-настоящему ударная программа. Все участники были такими искренними, добрыми, открытыми! Я думаю, в следующем году можно делать более расширенный выпуск.

- Вас с детства мучали многочасовыми занятиями музыкой. Стоила игра свеч?


- Музыка мне нравилась с раннего детства. Единственное, я не до конца следовал совету бабушки, которая говорила: «Дурачок, занимайся сейчас, потом у тебя времени не будет». Как любому активному ребенку мне требовался выпуск энергии, и я убегал иногда во двор, и играл там с ребятами в футбол, баскетбол.


И теперь я действительно считаю, что занимался недостаточно: 4-5 часов в общей сложности. Этого все-таки мало для профессионального развития. Возможно, если бы я тогда занимался больше, сейчас в чем-то было бы легче. Но я точно могу сказать, что весь тот технический багаж владения инструментом, который был заложен в детстве бабушкой и в ЦМШ, очень помогает мне сегодня в профессиональной жизни и позволяет избежать многих трудностей.

К слову: Сергей Жилин окончил 8 классов ЦМШ по классу фортепиано, джазовую студию при ДК «Москворечье».



- У вас нет традиционного для россиянина набора в образовании. И все-таки сегодня вы – успешный человек, звезда. Удача сопутствовала? Или талант помог? Стоит ли молодежи рассчитывать на подобные взлеты или все-таки стремиться к стандартам в образовании?


- Ну, во-первых, звезды на небе. Любой артист – какого бы уровня он ни был – такой же человек, как мы с вами. И никакая удача не будет ему сопутствовать, если он не будет работать. Если рассматривать на моем примере, то взлета как такового не было – была планомерная работа. И чем более востребованным я становлюсь, тем больше приходится работать. Взлетов не бывает, не стоит на них рассчитывать. На что точно нужно рассчитывать, так это на свои силы и свою работу. Конечно, стандарты образования лучше освоить, а уже потом, с этими знаниями, совершенствоваться в том направлении, в котором хочется себя реализовать.


- Сегодня мы видим большое количество очень творчески одаренных детей, но сумеют выбиться на большую сцену немногие. Какой линии посоветуете им держаться?


-Прежде всего – надо забыть про взлеты раз и навсегда! Их нет. Если кому-то повезло и он вдруг стал известным, но при этом не имеет хорошей профессиональной основы – да, это действительно можно назвать взлетом, вот только такой успех 100% будет кратковременным. Как быстро взлетел, так потом и исчез или того хуже – упал. Так что единственно возможная линия для успешной карьеры – учиться и работать, причем, чем больше, тем лучше.

- В советское время джаз был не очень известен. Кто был тогда для вас кумиром, кто сейчас?


- Джаз тогда был не настолько распространен, как сейчас, но мы все равно много слушали. Однажды кто-то подарил альбом Луи Армстронга «Концерт в Варшаве», следом появилась пластинка «Ленинградского диксиленда». Но окончательно я окунулся в мир джаза после того, как увидел по телевизору концерт Раймонда Паулса. Он играл традиционные регтаймы в два рояля. Этот концерт произвел на меня неизгладимое впечатление!

Интересно: Имя Сергея Жилина внесено в джазовую энциклопедию «Джаз. XX век»



Вообще я считаю Паулса своим первым «виртуальным» учителем, который направил меня на путь джаза. Когда спустя тридцать лет мы с Раймондом Вольдемаровичем встретились, и когда я признался, что именно благодаря ему покинул стезю академической музыки и погрузился в джазовый мир, он с присущим ему чувством юмора ответил: «Ну, наверное, я тогда сделал что-то очень плохое!». А на самом деле все как раз наоборот: джаз стал моей жизнью.


Сейчас среди джазовых исполнителей для меня безоговорочным авторитетом обладают два пианиста – Оскар Питерсон и Чик Кориа.

Сергей Жилин с президентом США Биллом Клинтоном и первым президентом РФ Борисом Ельциным
Фото: из личных архивов Сергея Жилина

- Вам пришлось играть в дуэте с Биллом Клинтоном, волнительно было? И как он, как музыкант?


- Конечно, я волновался – все-таки это был встрече глав государств! Очень ответственно. На тот момент я знал около 100 джазовых стандартов – джазовая студия при ДК «Москворечье» заложила хорошую базу, плюс были разные записи, пластинки, ноты. Сейчас помню немногим больше – где-то 250.

И это немного на самом деле. Однако и сейчас предугадать репертуар Клинтона было бы невозможно – это же не джем, когда музыканты пусть и спонтанно, но все-таки договариваются, что будут играть.


Тогда он выбрал достаточно популярные вещи. Говорит: «Summertime», key A». Я же знал этот стандарт в шести тональностях, но не в этой! Руки дрожали, но все сыграл без ошибок. А второй композицией была «My Funny Valentine», слава Богу, в общепринятой тональности. Тогда наш маленький джем-сейш прошел на «ура». И знаете, Клинтон был очень хорошим партнером. Дуэт – это особая форма, которая доступна далеко не каждому музыканту. Здесь требуется умение не только блестяще играть, но и слышать партнера, находить общие точки соприкосновения. С Клинтоном у нас сложилось полное творческое взаимопонимание.


- Создать свой оркестр достаточно сложно, нужно чтобы люди верили в свой завтрашний день с вами. Кто вы больше – менеджер или музыкант?


- Начнем с того, что каждому человеку нужно быть менеджером собственной жизни и собственного времени. Недаром существует такое понятие, как тайм-менеджмент. Чем лучше человек будет планировать свой собственный день, месяц, год, тем большего он добьется. С этой точки зрения – да, я менеджер.


А в профессиональной деятельности я, конечно, в первую очередь музыкант. Но, тем не менее, занимаюсь какими-то управленческими вопросами, руковожу офисом – все делегировать невозможно. Когда работаешь с оркестром, менеджером быть необходимо: выстраивать работу коллектива на месяц, год, а лучше на два года вперед.

Кремль - 30 лет оркестру
Фото: из личных архивов Сергея Жилина

- Программа концерта сегодня – песни «Битлз», это классика, которую за немногим исключением любят все. Как считаете, музыкант должен следовать желаниям публики и создавать массовую культуру или все-таки вести свою линию?


- Я был бы очень рад, если бы музыка «Битлз» действительно стала своеобразной классикой, которую знали все. Сейчас, к сожалению, дело обстоит несколько иначе. Далеко не все помнят и знают эти песни, что уж говорить о тех, кто любит. Поэтому если меня пытаются уличить в том, что я создал программу «Let It BEatles!» в угоду публике, то хочу расстроить – это далеко не так.


Массовая культура - это «Руки вверх», «Дискотека авария», Артур Пирожков и тому подобное, то есть то, что человек «потребляет» неосознанно. Песни Битлз совершенно иного характера и совершенно иной глубины. В них все продумано до ноты и до слова. Если бы именно эта музыка была нашей массовой культурой – поверьте, мы бы жили совершенно в другой стране.

- То есть вы относите свое творчество к элитарной культуре?


- Не надо говорить о культуре для обывателей и для профессионалов. Никакой элитарной культуры нет. Есть понятие – культура. В широком смысле – это совокупность проявлений жизни, достижений человечества в общественном и духовном отношении. То, что мы наблюдаемся сейчас вокруг – и в сфере искусства, и в сфере образования, и в средствах массовой информации – к сожалению, приводит к снижению общего культурного уровня.


Создавая программу «Let It BEatles!» я в первую очередь руководствовался своими личными предпочтениями. Через разноплановое творчество «битлов» мне хотелось показать зрителю, насколько широк мир музыки и при этом насколько он доступен для понимания: в нем есть и джаз, и рок, и фанк, и рок-н-ролл, и баллады, и смешение всевозможных стилей. И не нужно их бояться! Чем больше зрителей – с нашей помощью или с чьей-то еще – откроют для себя что-то большее, чем чаты «Ру-ТВ», тем оптимистичнее будет взгляд на культуру нашей страны в целом.


- В какой стране или в каком городе вам нравится больше всего гастролировать? Были ли какие-то особенные, запомнившиеся? А как вам Краснодар?


- Я в принципе люблю гастролировать. Везде, где меня ждет зритель, мне будет хорошо. Какие-то города или страны особенно не выделяю, но Краснодар мне дорог тем, что здесь долгое время жили и работали мои бабушка и мама.

Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.





Комментарии
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно