11:34
18 Ноября 2018
В краснодарской иконописной мастерской завершаются работы над уникальной иконой восьми кубанских новомучеников
Воскресенье
Ноя
18
2018

В Краснодаре завершаются работы над уникальной иконой восьми кубанских новомучеников

По завершении работ она отправится в православный храм в честь иконы Божией Матери «Целительница», настоятель которого Евгений Хаджипараш стал идейным вдохновителем ее создания и заказчиком.

Юрий Найденов стал воссоздавать утраченные традиции в иконописи. Фото: Юлия Симатова, «Краснодарские известия».
Юрий Найденов стал воссоздавать утраченные традиции в иконописи. Фото: Юлия Симатова, «Краснодарские известия».

Восемь незабытых


В Юности Юрий Найденов окончил Строгановское училище в Москве. К иконописи пришел в 90-е годы, когда в стране началось возрождение православной веры. Первый опыт подобного творчества получил в сербском монастыре XIV века Высокие Дечаны. Сейчас его кисти принадлежат множество икон и расписанные своды соборов.


В мастерской светло и тихо. Словно отвечая «внегородской» атмосфере комнаты, глаза с иконы спокойны и смотрят сквозь века, устремлены внутрь себя и в мир одновременно.

Герои этой работы – священники невысокого ранга, принявшие ради веры мученическую смерть.

Они погибли во время Гражданской войны, сто лет назад, тогда же были найдены их тела, истерзанные пытками и порубленные шашками.

По воспоминаниям очевидцев, смерть их была несправедливой и страшной, и народ еще долго оплакивал своих пастырей.

Юрий Найденов сейчас работает в мастерской при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
Фото: Юлия Симатова, «Краснодарские известия»

Кладбищенская история
Кладбищенская история
На старинном Всесвятском кладбище покоятся люди, сыгравшие огромную роль в жизни Краснодара.
18 Апреля 201810:37



Шесть из них – Михаил Лекторский, Иоанн Яковлев, Андрей Ковалев, Григорий Троицкий, Григорий Конокотин, Иоанн Пригоровский – были признаны священномучениками еще в начале 2000-х годов, их лики на иконах уже писались.

А вот Михаил Лисицын и Александр Флегинский были включены в Собор лишь в мае прошлого года, и икона восьми кубанских новомучеников – первая, которая представляет их всех вместе.


Возродить и воссоздать

«В центре иконы – Александр Флегинский, мощи которого были недавно обретены на Всесвятском кладбище Краснодара. В иконе будет установлен мощевичок с частицей его останков.

Остальные священники в трехуровневой композиции размещены исходя из поворотов их голов. Кто смотрит влево, стоит справа», – объясняет иконописец, автор работы Юрий Найденов.

Несмотря на то что пишет Юрий Найденов в византийских традициях и неотступно следует их строгим канонам, место для творчества и художественного осмысления находит всегда.

Потеряв ногу, не теряйте воли к жизни!
Потеряв ногу, не теряйте воли к жизни!
Краснодарка Мария Киреева уже два года ходит на протезе и учит своих подписчиков никогда не сдаваться.
27 Апреля 201811:39


«Мы исполнители, а каноны – это наилучшие достижения в иконописи, передаваемые из поколения в поколение. К сожалению, в России эти традиции были надолго утрачены, чего не случилось, например, в Греции», – рассказывает он.

Когда хобби превращается в страсть
Когда хобби превращается в страсть
Ленточные, курчие, голуби-сороки, традиционные черные и белые, шалевые пестрые, с хохолками и хвостами, как у павлинов…
02 Апреля 201813:24



Когда появилась Академия художеств при Петре I, светские художники, раскрывая в своих работах библейские сюжеты, стали влиять на иконопись.

И она обросла, может, более яркими и человечными, но субъективными образами.

Виктор Васнецов, знаменитый русский художник и иконописец, расписавший Владимирский собор, к концу жизни разочаровался в своем творчестве, признав бесспорное превосходство старинной иконописной техники по силе и богатству духа.


А потому, когда началось православное возрождение России в конце прошлого века, Юрий Найденов смело шагнул в XVI век, век Андрея Рублева, и, опираясь на его опыт и опыт других гениальных иконописцев того времени, стал воссоздавать утраченные традиции.

«Троица» Андрея Рублева – одна из самых главных работ мастера.
Фото: Открытые источники

Лики и «личники»

Птицы и звери на серых стенах
Птицы и звери на серых стенах
На ул. Ставропольской на старой трансформаторной подстанции 8 марта появились пестрые цветы и разноцветная колибри.
30 Марта 201815:05



Иконопись, как правило, соборная работа, ее выполняют коллективно. А потому широко используется разделение иконописцев на «личников» и «доличников».

Работа последних требует графического мастерства, а творчество «личников» – портретных умений, при этом сходство с источником (а сейчас зачастую имеются даже фотографии изображаемых) – несущественная часть работы.


«В религиозном искусстве важна правда, и если давать каждому художнику волю, то мы ее можем потерять. Мужские образы пишут по Христу, его изводы считаются самыми красивыми, а женские – по образу Богородицы.

Мы стараемся придать сходство, если сохранилось изображение святого, но даже слепого или в очках мы пишем как зрячего, каким он был перед Богом», – рассказывает Юрий Найденов.

Именно так выглядит сусальное золото
Фото: Открытые источники



Сусальное золото для иконы используется в виде тоненьких квадратиков величиной с небольшой блокнот. В шестидесяти листочках его всего 1 грамм. Золото очень аккуратно, беличьими кистями, раскатывают по поверхности. И искусство мастера в том, чтобы покрытие для росписи получилось идеально ровным, без стыков. 

На подготовленную доску из липового дерева, редко (из-за малого распространения) – кипарисового, с клиньями сзади, для сохранения формы накладывается волока, а поверх нее – меловая грунтовка, которая тщательно отшлифовывается.

Ведь сусальное золото, которым покрывается верхняя часть иконы, символизирующая твердь небесную, до малейших изгибов повторяет его форму.

Водные краски плохо прилипают к золоту, а потому его сначала приходится покрывать специальным раствором, из-за которого немного уходит блеск.

Затем наносится уже найденный и предварительно изображенный в полный размер рисунок.

«Сначала закрашивается все ровненько, одним цветом, самым нижним или средним, а потом даются пробела, за счет чего художник создает форму. Пишутся образы, вырисовываются детали.

На этой иконе мы много добавили украшений в одежду священномучеников, выбрали разные цвета, оставив красной, как символ их гибели, лишь верхнюю часть накидки, – объясняет Юрий Найденов. – И только по завершении этих работ мастера начинают расписывать лики».

На мой взгляд, священники уже совершенны, почти говорят со мной, но иконописец отмечает необходимость последних штрихов и задумчиво смотрит на щеки Лисицына. Впрочем, окончание работы уже не за горами, и скоро все желающие смогут увидеть икону в храме и помолиться всем собранным воедино кубанским святым.

Читайте новости там, где удобно: Telegram, Twitter, Fb , Vk, Оk.

Комментарии
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно