11:34
15 Августа 2018
«Мой город - это как мама»
Среда
Авг
15
2018

«Мой город - это как мама»

Как только не называют этого удивительного мастера: и кубанский Фаберже, и Дали, и Левша, хотя сам он эти сравнения не признаёт.

Фото: Иван Журавлёв, «Краснодарские известия».
Фото: Иван Журавлёв, «Краснодарские известия».

Художник-реалист

Художник Михаил Смаглюк родился в Краснодаре 11 октября 1951 года. С 1966 года работал на предприятии «Пласстмаш» макетчиком. С 1981 года художник-реставратор Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника.

Художник является обладателем множества дипломов и медалей краевых, всероссийских и международных конкурсов, в том числе медали «За выдающийся вклад в развитие культуры Кубани» и медали победителя Всероссийского ювелирного конкурса «Национальные традиции России».


В его работах, всегда «многослойчатых», каждый усматривает своё (будь то ножницы-перья или последний перформанс «Нити триаса).

В интервью «Краснодарским известиям» реставратор историко-археологического музея-заповедника имени Е. Д. Фелицына Михаил Смаглюк рассказал о том, как стал сапожником, о своей творческой студии «Глюк», а также о том, почему не читает книги при освоении новой технологии.

– Михаил Иванович, знаю, что вы шьёте обувь. Кто ее носит?

– Сам и ношу. Уже сшил 15 пар. Есть зимние и летние ботинки. Все делаю вручную: раскраиваю кожу и подошву. Никаких заготовок. Увлекаюсь этим ремеслом больше года. Хотя с кожей работаю давно, можно сказать, с детства. 

Просто до обуви руки не доходили. Никогда в жизни не был в сапожной мастерской, так как еще ребёнком в пять-шесть лет мог сам ремонтировать обувь, те же набойки элементарно поменять.

– Вы всю жизнь прожили в Краснодаре. Как оцениваете наш город сегодня?

– Хочешь изменить мир – изменись сам. Смотришь на стакан: его можно считать полупустым или наполовину полным. Многое зависит от взгляда человека. Мой город – самый любимый, это как мама. Понятно, что она может и не быть красавицей. Ну и что?

Фото: Иван Журавлёв, «Краснодарские известия».

– Вы бы что-нибудь «перекроили» в нём, выражаясь языком сапожника, если бы была возможность?

– Я – реалист. Понимаю вопрос, но не хочу отвечать, иначе это будет походить на фантазерство. То, что в городе происходит сегодня, то и происходит. Конечно, можно выйти на улицу с протестом, мол, вы всё делаете не правильно. В интернете полно критики действующих городских процессов. Но не нужно забывать, что все меняется медленно…

– Надо ли, протестовать,если ты не согласен с каким-то решением?

– Конечно. Право каждого человека – высказать свое мнение. Он так себя реализует. У нереализованного человека могут болезни начаться. Пусть лучше протестует.

– А вам приходилось с чем-то не соглашаться в своей работе?

– Порой меня накрывают настоящее цунами и внутри взрываются вулканы, но только этого никто не видит. Всё происходит в моей отдельно взятой жизни.


Игра в нити триаса

В Краснодаре открылась новая художественная галерея CREATOR FATUM
В Краснодаре открылась новая художественная галерея CREATOR FATUM
Первыми в открывшейся галерее выставили работы членов объединения краснодарских художников.
22 Января 201815:07

– Вы не так давно открыли собственную художественную студию. Кого и когда ожидают в «Глюке»?

– За прошлый год в её стенах выставки провели 15 художников. Сейчас, правда, там находится мой кинетический объект «Нити триаса» – образовалась пауза.

У меня есть журнал очередности: совсем скоро, 22 февраля, откроется выставка краснодарского художника Сергея Яшина, в марте экспозиция Евгения Козицына, потом опять перерыв. И если не будет желающих, то у меня своего материала хватит для показа - живопись, графика и арт-объекты. Это же моя игра. 

Студия – некоммерческое предприятие, здесь может бесплатно выставить работы любой художник, чьи идеи созвучны моему творчеству. В конце концов, я же отвечаю за то, что здесь будет.

– А зритель кто?

– Человек с улицы, конечно, не придёт – только с изумлением заглянет в окошко. Рекламу я сознательно не делаю. Обычно выкладываю новость о мероприятии на своей страничке в фейсбуке, еще городская афиша меня анонсирует. Приходят те, кто прочитал информацию. 

Фото: Иван Журавлёв, «Краснодарские известия».

К тому же любое дело требует времени, с каждым годом всё больше людей узнает о студию. Процесс этот ширится, как камень, брошенный в воду, создает круги по воде. Меня не смущает отсутствие толпы посетителей.

Еще в советские времена лишь малый процент городского населения интересовался выставками. Я сам работаю реставратором 37 лет в музее и знаю, что в залах – пусто.

– Почему? Ведь в Питере музеи охотно посещают.

– Там богатейшее собрание экспонатов. И когда интеллигентный человек приезжает в Петербург, он даже при нехватке времени всё равно отправится в музей. Ведь вернется домой, его обязательно спросят: «А ты был в Эрмитаже?» А теперь представьте: тот же человек возвращается из Краснодара. Никому и в голову не придёт спросить, ходил ли он в краеведческий музей.

У нас тоже хорошие коллекции, но у людей на местах не хватает творческого подхода, эмоционального заряда. Еще экспозицию археологических предметов очень сложно преподнести зрителю. Хотя бы элементарно витрины должны быть не из магазина (стекло и никель), а музейные.

Фото: Иван Журавлёв, «Краснодарские известия».

Учителя - предметы, а не книги

– Откуда черпаете вдохновение?

– Если появляется чувство перегорания, то переключаюсь на другой вид деятельности: живопись, графику, обувь, музыкальные инструменты, реставрацию или ювелирное дело. Во всех этих областях я и работаю. Для меня это звенья одной цепи.

– Не было желания посвятить себя чему-нибудь одному?

– Мне было бы жутко скучно. Такое свойство характера. Не могу существовать в одной плоскости. Я с детства многое умел делать руками.

Краснодарцы провели "ночь в искусстве"
Краснодарцы провели "ночь в искусстве"
В рамках акции «Ночь искусств» в крае прошло 2772 мероприятия, в которых приняли участие свыше 262,5 тысячи человек.
06 Ноября 201719:06

– А кто учителя?

– Мне свойственны любознательность и умение анализировать, а учителями становились предметы.

Если ты ничего не делаешь, а только читаешь, то ничего не выйдет. Например, захотел человек научиться играть на балалайке, купил самоучитель. 

Но разве это сделает его музыкантом? Ты должен взять инструмент, перебрать струны, должны возникнуть вопросы к нему, и только после этого открыть самоучитель. Поэтому книги я всегда читаю потом. О сапожном деле ничего не читал. 

О ювелирном искусстве тоже, а когда начинал, специализированная литература вообще была в страшном дефиците. Только практические опыты – ошибки, исправления и продвижение вперед.

До того момента, когда я сделал первую скрипку в 2003 году (а я хотел сделать), мне было стыдно: я же не умею играть, нотную грамоту не знаю. А потом в разговоре со скрипачами всплыла фраза о том, что половина скрипичных мастеров играть не умели.


Я подумал: наверное, правда. И не стал проверять факты, ведь если бы столкнулся с обратными свидетельствами, то утонул бы в сомнении. В мастерской давно своего часа дожидались нужные материалы: клен, ель. И первая скрипка родилась в муках. Зато комплекс наполненности растворился.

Позже сделал еще скрипку, альт и виолончель. В 2016 году они впервые объединили свои голоса в камерном концерте «Екатеринодар-классика». Музыканты две недели репетировали, привыкали к ним.

В Краснодаре откроется театральная лаборатория «100 % Горький»
В Краснодаре откроется театральная лаборатория «100 % Горький»
Так называется режиссерская лаборатория к 150-летию со дня рождения русского писателя Максима Горького (1868-1936), которая пройдет 28-31 марта в Краснодарском академическом театре драмы имени М. Горького.
16 Февраля 201815:45

– До этого момента инструменты не играли?

– Играли. Но когда инструменты просто лежат, у них один звук, а через двадцать минут игры - другой. Физика материала делает свое дело.

– Вы действительно никогда не продаете свои работы или все-таки делаете исключения?

– Картины – да. Но вот с остальными предметами мне жалко расставаться. Один художник недавно попросил: «Ну продай ботинки!» Спрашиваю: «Сколько дашь?» - «Десять тысяч рублей».

А если бы дал, к примеру, сто тысяч, то продал бы. Не потому что я алчный (эти средства я пустил на благотворительность), а потому что мой труд оценили высоко, с уважением. Иногда спрашивают: «Почему не работаешь с драгоценными камнями и золотом?» А я отвечаю, что хочу сделать композицию из железа, да так, чтобы оно ценилось наравне с бриллиантовым изделием. Вот в чем кайф.

– Часто ли уделяете время отдыху?

– Я люблю море, и весь сентябрь провожу там. Уже 16 лет езжу в одно место – Голубую бухту под Геленджиком, возле института океанологии, у меня там лодка, два сундука со снастями (спиннинги, теплая одежда). Там я превращаюсь в рыбколхоз, а по сути, остаюсь самим собой,

В апреле 2017 года в московском музее современного искусства «Гараж» прошла выставка работ кубанского художника. Репортер Washington Post Эндрю Рот после встречи с Михаилом Смаглюком опубликовал о нем статью.

Весь его текст походит на детективную историю о том, как уговорить художника приехать в Москву, показать часть своей мастерской и уехать из не самого волшебного места с полным ощущением произошедшего чуда.

Комментарии
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно
Umbero Pereira
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, в рамках ограничений классической механики, однородно тормозит барионный объект. Туманность, если рассматривать процессы в рамках специальной теории относительности, квазипериодично излучает вихрь так, как это могло бы происходить в полупроводнике с широкой запрещенной зоной. Силовое поле, как и везде в пределах наблюдаемой вселенной, синхронно
Серёжа
26 июня 2017 г.
Химическое соединение, на первый взгляд, пространственно неоднородно